Самостоятельное засыпание ребенка: 10 простых шагов

Самостоятельное Засыпание

Что означает термин «самостоятельное засыпание»? Всех ли детей нужно учить сну, с какого возраста, какие бывают методы обучения и как выбрать наиболее подходящий подход в обучении сну именно вашего малыша? На все эти вопросы мы ответим в этой статье.

Что такое Самостоятельное Засыпание?

Самостоятельное Засыпание – это ситуация, когда подготовленный ко сну ребенок засыпает самостоятельно в своей кроватке совсем без помощи или с минимальной помощью взрослых.

На практике, укладывание малыша, который освоил навык самостоятельного засыпания выглядит так: мама кладет малыша в кроватку, желает ему спокойной ночи, целует его и выходит из комнаты. Малыш при этом засыпает сам. Без слез, плача и какого-либо дискомфорта.

Методы обучения самостоятельному засыпанию

Методик обучения засыпанию описано очень много. Но все существующие методы работы со сном можно условно разделить на две категории – методы «let cry» и «no cry».

Как можно понять из названий, первая группа подходов в обучении допускают плач ребенка при засыпании. Цель этих методов – заснуть любой ценой, в том числе «прооравшись». Во второй группе плач возможен, но плач малыша никогда родителями не игнорируется. Засыпание достигается не «любой ценой», а благодаря бережным и последовательным действиям мамы, родителей, удовлетворяющих потребности своего малыша.

Специалисты, работающие в подходе «let cry» готовы обучать детей сну с 4 месяцев.

Консультанты по сну методов типа «no cry» начинают работу по корректировки поведенческих инсомний у детей с 6 месяцев, до этого возраста помогая родителям провести определенную подготовку к обучению, создать условия для комфортного сна, сформировать ритуалы отхода ко сну и на пробуждение, выстроить режим дня для того, чтобы для малыша обучение было максимально комфортным.

Основные различия методов обучения сну: методы «let cry»

1. «Cry it out». («Проплакаться до засыпания») Основатель Вайсблут.

Краткое описание метода: Родители должны положить ребенка в кроватку и выйти из комнаты. Далее им следует игнорировать плач ребенка, дождаться, пока он устанет и уснет.

Возраст: с 4 месяцев

Помощь родителей: отсутствует

Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: высокая.

Плюсы: быстрый результат (уже на 3-4 день)

Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и ребенка, нарушение базового доверия, длительный плач может повредить развитию головного мозга ребенка, не подходит родителям без «железной воли».

2. «Time checks» (Метод периодических проверок, «Метод Фербера»). Основатели: Ричард Фербер, Эдуард Эстивиль.

Возраст: Фербер – с 4 месяцев

Краткое описание метода: Родителям следует положить ребенка в свою кроватку. Далее нужно возвращаться и успокаивать его через все большие интервалы времени (1-5-15-30 минут)

Помощь родителей: минимальная

Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: достаточно высокая.

Плюсы: достаточно быстрый эффект (на 3-5 день)

Минусы: нельзя допускать ошибки, стресс у родителей и малыша, накопление усталости у ребенка, длительный плач может повредить развитию головного мозга малыша, не подходит «мягким» родителям без «железной воли», нарушение привязанности.

Основные различия методов обучения сну: методы «no cry»

1. «Put up, put down» (Обнял-положил). Основатель: Трейси Хогг

Краткое описание метода: Ребенка нужно положить в кроватку. Сначала родителям стоит попробовать успокоить его похлопыванием и шипением. Если малыш плачет безутешно, нужно взять его на руки, но как только он успокоится – положить в кровать. Если он снова заплачет, нужно повторить процедуру.

Помощь родителей: выраженная

Эффективность: высокая. Скорость достижения результата: медленная

Плюсы: медленный, плавный подход, походящий легковозбудимым детям. Хорошо формирует ритуалы, позволяет родителю чувствовать и понимать сигналы малыша.

Минусы: долго, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата

2. Фейдинг. Основатель: Элизабет Пейнтли.

Краткое описание метода: Поэтапное сокращение помощи. Родителям нужно успокоить малыша до момента, когда он почти спит. Через некоторое время (следующий этап): успокоить его просто до сонного состояния. Следующий этап: успокоить, не поднимая на руки. Далее: успокоить легким прикосновением. Далее: успокоить словами. Завершающий этап: успокоить малыша на расстоянии.

Помощь родителей: Максимальная, постепенно затихающая

Эффективность: высокая, скорость достижения результатов: медленная.

Плюсы: Процесс обучения бесслезный и максимально комфортный для малыша.

Минусы: требует много времени для получения результата. Возможные сложности в длительном выдерживании родителями последовательности в выполнении правил, не подходит очень уставшим родителям, ждущих быстрого результата.

3. «The shuffle» (Медленное отдаление). Основатель: Ким Вест

Краткое описание метода: малыша нужно положить в кроватку. Родитель сидит рядом и успокаивает малыша голосом или поглаживаниями. Постепенно родитель отодвигается все дальше от кровати (раз в 3-4 дня), таким образом постепенно сокращая свою помощь ребенку.

Помощь родителей: максимальная, постепенно затихающая

Эффективность: высокая, скорость достижения результата: медленная

Плюсы: подход, являющийся мягким, есть обязательный этап подготовки, родители постепенно снижают помощь, подходит тревожным родителям, легковозбудимым детям, укрепляет привязанность за счет того, что родитель всегда отвечает на сигналы малыша, подходит при совместном сне.

Минусы: достаточно медленно. Требует постоянства действий и следования правилам длительное время.

Хотите знать все о Самостоятельном Засыпании малыша? Подписывайтесь на наш YouTube-канал , чтобы не пропускать новые видео!