Как развить концентрацию и внимание у ребенка – полезные советы и лайфхаки

Как развить внимание у младших школьников

Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

У многих детей имеется плохая концентрация. Они бывают рассеяны, не способны фокусироваться на одном предмете. Для развития внимания нужно проводить специальные упражнения и игры. Рассмотрим основные методы улучшения концентрации.

Этапы внимания

Внимание ребенка делится на несколько этапов:

  1. Рассеянное – с рождения до 1 года. Отвлекающие предметы – домашние животные, звуки речи, игрушки, музыка и другие.
  2. Фиксированное – до 2 лет. В этом возрасте младенцы увлечены игрушками и окружающим миром. Не стоит вмешиваться в происходящее – при отвлечении интерес к игре быстро пропадает.
  3. Гибкое одноканальное – от 2 до 3 лет. Малыш начинает реагировать на свое имя. При этом ему достаточно трудно сконцентрироваться.
  4. Устоявшееся одноканальное – 3-4 года. Дети без проблем переключаются с одного задания на другое.
  5. Формирование двухканального восприятия – от 4 до 5 лет. Ребенок делает одновременно несколько занятий – слушает, играет и разговаривает.
  6. Сложившееся двухканальное – по достижении 5-летнего возраста. После этого разрешается приступать к обучающим программам.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

Способы улучшения концентрации

Для развития концентрации прибегают к определенным методам.

1. Чтение вслух

Стоит подбирать интересные книги (например, сказки или стихи). После прочтения ребенок должен по памяти пересказать книгу. При появлении трудностей нужно помогать, задавать наводящие вопросы.

2. Распределение внимания

Детям нужно одновременно выполнять несколько занятий. Пример – рассказывать стих и приседать. Такой процесс позволяет задействовать оба полушария головного мозга.

3. Мозаика

Собирание пазлов положительно влияет на сосредоточенность. После сбора простых головоломок стоит выбирать сложные с множеством деталей. Мозаика способствует развитию мелкой моторики.

4. Занятия спортом

Регулярные тренировки улучшают умственные способности. Упражнения помогают сконцентрироваться на важном.

5. Просмотр телевизора (компьютерные игры)

Дети с раннего возраста много времени проводят за телевизором и компьютером. В результате ухудшается внимательность, становится трудно фокусироваться на занятиях.

Необходимо контролировать досуг ребенка, регулярно гулять на свежем воздухе.

6. Организация пространства

У школьников должно быть специально оборудованное рабочее место. Можно оборудовать отдельную комнату или уголок со столом и необходимыми принадлежностями. Таким образом, учащиеся смогут делать уроки в спокойной и тихой обстановке.

7. Индивидуальные особенности

Все дети разные. Одни любят одиночество и уют, другие жить не могут без общения. Во время занятий стоит учитывать характер и привычки ребенка. Обеспечение комфорта – одно из главных правил улучшения концентрации.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

Организация режима дня

Соблюдение определенного режима положительно влияет на развитие. Школьники должны знать последовательность мероприятий дня. Например:

  1. Завтрак
  2. Поход в школу
  3. Уроки
  4. Обед
  5. Посещение кружка
  6. Свободное время.

Развивающие игры

Подразделяются в зависимости от направления.

1. Повышение концентрации

Существуют игры, которые нацелены именно на повышение концентрации внимания у детей.

  • Пуговки. У малыша и взрослого имеется одинаковое количество пуговиц (различные оттенки). Ребенок должен отвернуться или закрыть глаза. В это время нужно из своих пуговиц составить любой рисунок. Затем малыш рассматривает рисунок и пытается сложить точно такой же из своих пуговиц.
  • Гусеница. Ребенку дают чистый тетрадный лист. Он должен на основании указаний взрослого проследить и нарисовать путь гусеницы.

2. Развитие кратковременной памяти

Такие упражнения направлены на запоминание количества и расположения предметов.

  • Игрушки. Перед малышом раскладывают несколько игрушек (не менее 3-х). Ребенок закрывает глаза, один из предметов убирается. Он должен понять, какая из игрушек пропала.
  • Картинки. Перед ребенком находятся одинаковые рисунки с некоторыми различиями. Он должен за короткое время найти все отличия. Также можно поискать общие предметы на картинках.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

3. Улучшение внимания

Применяются следующие методики:

  • использование дидактических игр;
  • задания на сосредоточенность – собирание пазлов, лепка из пластилина, рисование сложных картин и орнаментов, составление аппликаций и поделок и другие;
  • нахождение ошибок в тексте или на экране;
  • чтение книг и последующий пересказ;
  • повторение словосочетаний и чисел;
  • рассказ стихотворений наизусть;
  • поиск различных предметов на картинке;
  • рисование картины с натуры.

Рекомендуется совместно с детьми собирать конструкторы, составлять интересные рассказы, решать примеры, исправлять ошибки. Такой подход поможет найти понимание у ребенка и создать прочную связь.

Особенности работы с детьми

Перед проведением занятий стоит запомнить правила обращения с маленьким ребенком:

  • не нужно скрывать свои эмоции. Необходимо проявлять искренний интерес, удивляться и восторгаться вместе с детьми;
  • обучение следует проводить тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении. Не стоит заниматься во время болезни, при наличии каких-либо помех (посторонние люди, музыка, шум);
  • рекомендуется использовать необычные задания и методы обучения.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

Заключение

Этот материал содержит способы развития внимания и концентрации у детей. Для того чтобы достичь хороших результатов нужно постоянно заниматься с ребенком, применять нестандартные методики.

Шесть способов вернуть внимание ребенка на групповом занятии

06.11.2018 | Наталья Лукша 14 комментариев Вся группа с интересом занимается, а кому-то вдруг захотелось обняться и повалиться на пол, закрутиться в занавеску, громко закричать «Я – Бэтмен» и пролететь через группу, сметая все на своем пути. Что делать, если эти дети перетягивают всё внимание группы на себя? И если веселые затеи так и сыпятся из них, как из рога изобилия?

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки
В последнее время в социальных сетях появились истории про детей в начальной школе, которые запросто могут встать во время урока, пройтись по классу, выйти за дверь или залезть под парту.

Такому ребенку сложно в школе, и мама пытается найти поддержку со стороны других родителей.

Под подобными постами появляется множество комментариев о том, что такое поведение вполне нормально, нужно подождать, ребенок адаптируется. Возможно, это и так. Но не во всех случаях. Иногда требуется помощь нейропсихолога или невролога.

Это взгляд с позиции «мама и ребенок».

А если на это посмотреть со стороны учителя, у которого кроме этого ребенка есть еще двадцать девять других? И у каждого свои особенности, причуды и веселые затеи? Как ему быть в такой ситуации?

Проблемы с дисциплиной часто возникают и в группах дошкольников.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхакиКогда вся группа с интересом занимается общим делом, а кому-то одному или двоим вдруг захотелось обняться и повалиться на пол, закрутиться в занавеску, громко закричать «Я — Бэтмен» и пролететь через группу, сметая все на своем пути .

Если такое случается нечасто, то опытному педагогу не составит труда привлечь внимание «нарушителей спокойствия». Но что если они столь изощрённы в своих выдумках, что перетягивают все внимание группы на себя? И если веселые затеи так и сыпятся из них, как из рога изобилия?

Опыт работы по программе подготовки к школе «Читайка» Тамары Ломбиной подсказал нам несколько способов мягко и бережно вернуть внимание ребенка, не нарушая при этом его внутренней гармонии. Расскажу о наших находках.

Способ 1. Удивить детей

Заговорите шепотом, в другой тональности или пригласите сказочного посредника.

Пусть, например, появится любимый герой и заплачет от огорчения, что кто-то мешает занятию, путешествию в сказку. Все начинают успокаивать его, в том числе и забияка («нарушитель»).

Когда ребенок справится с собой, сказочный персонаж должен похвалить ребенка.

Способ 2. Увеличить темп занятия

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхакиПопытайтесь «перебыстрить» детей. Скорость восприятия у детей выше, чем у взрослого человека.

Для этого вы должны быть тщательно готовы к занятию, свободно владеть материалом, не подглядывая в конспект. И при необходимости быть в состоянии быстро поменять задания местами, чтобы переключить внимание детей.

Способ 3. Попросить помощи у самого активного ребенка

Пусть он раздаст клей или карандаши для поделки, разложит листочки с заданиями. Можно взять ребенка за руку или посадить к себе на колени и вместе с ним продолжить занятие.

Способ 4. Приучить детей к стоп-сигналам

Можно выработать условную фразу (например, слова «стоп-игра»), жест (рука вверх) или прикосновение (положить руку на плечо), которые всегда будут означать, что ребенку нужно остановиться и обратить внимание на учителя.

Способ 5. Поменять вид деятельности

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхакиЕсли сидели — поиграйте в подвижную игру. Если играли — сядьте или полежите. Можно использовать игры из нейропсихологии для повышения нейродинамики. Возможно, дети просто устали и им надо «подзарядиться».

Попойте гласные, поиграйте в дутибол (футбол теннисным мячиком при помощи дыхания), сделайте самомассаж колючими мячиками или шишками, походите по ортопедической дорожке, поползайте под столами.

Способ 6. Напомнить о «групповых правилах»

Желательно на занятиях ввести общие для группы правила. Все дети берутся за руки, и все вместе произносят слова правил, при помощи которых можно попасть в сказочное путешествие.

Возможны такие: «Дружно, весело играем — никому мы не мешаем» (перед чтением рассказа, чтобы дети не загораживали друг другу текст), или «Дружно, весело играем — ничего мы не хватаем» (если педагог дает материалы для самостоятельной работы).

Если дети подрались: все вместе беремся за руки и произносим: «Дружно, весело играем — никого не обижаем», а потом «виновники» должны помириться мизинчиками: «Мирись, мирись и больше не дерись».

Но иногда сделать замечание необходимо

Если не удалось направить энергию ребенка в «мирное русло», нужно с ним поговорить. Как это лучше сделать?

Можно сказать нужные слова от лица сказочного посредника

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхакиТолько ни в коем случае не пугать страшными персонажами, например, «вас заберет баба Яга».

Допустимый вариант — появляется отрицательный герой и говорит: «Ты, наверное, тоже хочешь быть моим сыночком, ты — такой молодец, ведешь себя точь-в-точь, как мой родной ребенок».

Подать сигнал помощнику педагога, чтобы он сделал замечание незаметно

— так, чтобы не привлекать внимание всей остальной группы. Помощнику нужно опуститься к ребенку и прошептать замечание на ухо.

Сделать замечание самостоятельно

Если ситуация не позволяет привлечь помощника и сказочного посредника, педагогу следует опуститься на один уровень с ребенком и сказать, что он делает не так. Говорить надо глядя ему в глаза, а не сверху вниз, и — негромко.

Посадить ребенка на «волшебный стульчик»

Это самый серьезный вид «наказания». Использовать его следует только в том случае, если ребенок поступает очень плохо или находится в состоянии крайнего возбуждения.

С обратной стороны стульчика или на спинке мы наклеиваем картинку с солнцем или другим позитивным изображением. И комментируем так: «На этом стульчике любят отдыхать дети солнышка, солнечные зайчики. Когда они расшалятся, мама Солнышко их туда сажает. Он успокаивает и помогает вспомнить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо».

Наказанный ребенок всегда должен находиться лицом к группе.

Необходимо поддержать ребенка эмоционально

— после того, как ему было сделано замечание. Если ребенок успокоился, педагог или помощник должны поощрить его улыбкой или поглаживанием. Или можно прямо высказать свое одобрение: «Как мне нравится, что ты….»

Дисциплинарные методы, которые использовать на занятиях категорически нельзя:

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

Выключать свет.

Использовать мотивацию вины и стыда, если речь идет о том, что ребенок что-то забыл, не понял, не услышал или не знает.

Например, нельзя говорить: «Посмотрите на Катю, она не знает…», «Посмотрите на Петю, как ему не стыдно, он сделал то-то и то», «Как тебе не стыдно! Ты не слышал, что я говорю». Необходимо, не упрекая ребенка, напомнить или разъяснить ситуацию.

Заставлять ребенка сидеть в не удобном для него положении.

Каждый ребенок имеет право занимать комфортную позу: лечь на пол, если устал, слушать стоя, даже если остальные сидят, или сидеть так, как ему нравится.

Важное исключение из правила — это ситуации, когда мы пишем или рисуем. Необходимо следить за правильной осанкой даже в группах трехлеток.

Во время письма ноги должны «дружить» (быть вместе), а правая рука должна лежать так, чтобы локоть не свешивался. Объясняем, что только так у нас будут получаться красивые рисунки и буквы.

Делать замечание ребенку, если ему необходим отдых.

Если ребенок отвлекся, но при этом не мешает другим (отошел в сторону и не выполняет задание), помощник педагога может попытаться его заинтересовать, взять за руку, поглаживая по спинке, и тихонько ему сказать: «Сейчас будет интересно, пойдем, посмотрим, а то пропустим».

Если ребенок отошел в сторону, не выполняет задание и настаивает на том, что не хочет присоединяться к группе, помощник должен спросить: «Ты, может быть, устал?» Если устал, то надо предложить прилечь и отдохнуть.

Если к нему присоединятся другие дети, то можно сделать релаксационный период для всей группы под спокойную музыку: «Отправляемся на ковре-самолете в лето, отдохнем и позагораем, наберемся сил от солнышка и продолжим путешествие».

А какие способы «привести детей в чувство» во время занятия используете вы? Поделитесь, пожалуйста, опытом в комментариях.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

Об авторе: Наталья Лукша

Руководитель детских центров «Читайка» в Москве, педагог, методист, сертифицированный специалист по авторской программе «Читайка», нейропсихолог (КПП в МГУ им. М. Ломоносова, Институте детства, семьи и воспитания РАО, Центре детской нейропсихологии им. А.Р. Лурии).

Конспекты для подготовки к школе по программе «Читайка» (4-7 лет)

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки Авторская программа, созданная педагогом, психологом и детским писателем Тамарой Николаевной Ломбиной.

Reader Interactions

Обсуждение

Очень полезная статья, для себя почерпнула кое-что полезное и оказалось что уже использую некоторые упомянутые методы. Спасибо

Да, спасибо, очень хорошая статья. Я многие такие же приемы применяю в работе с детьми и они работают.

Спасибо большое, статья очень поучительна и полезна, некоторые советы я использую в своей работе с детьми в детском центре. Автору большое спасибо.

Очень хорошая статья. Я начинающий педагог, поэтому для себя почерпнула полезные советы. Спасибо!!

Марина Трофимова говорит

Статья замечательная, советы хороши для воспитателей дошкольных заведений, но как это осуществить в начальной школе? Именно так заявлено в начале статьи. Увы, в школах нет помощников педагога.
Извините, это субъективное мнение.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхакиНаталья Лукша говорит

В школе тоже что-то из этого можно использовать. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Можно, например, проговаривать скороговорки на долгом выдохе:

«Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
(И так до тридцати трех Егорок.)

Или же попеть гласные. Тоже в игровой форме. Все дети закрыли глазки и мы говорим:

Открываем мы глаза, Вдох — и тянем долго: А-А-А… ______
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О… (интонируем вверх) ­
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы… (интонация вверх и вниз)
Ночью смотрим на звезду — Сверху вниз слетает: У-У-У… (интонируем вниз).

Заодно вспомнили про гласные.

Можно включать и другие игровые моменты: кроссворды на правила русского языка, прерваться — сделать пальчиковую гимнастику.

Можно придумать игру со стоп-сигналами для повышения регуляции и самоконтроля. Договоритесь, что когда во время урока вы произносите какое-то секретное слово, то все должны, например, хлопнуть. Это будет также способствовать концентрации внимания.

Я иногда провожу мастер-классы в школе. ИЗО. Кажется все просто…. Рисуем и все. Но у меня занятия по определенной последовательности и не все дети могут концентрироваться. Т.к. рисование — это удовольствие и радость но через внимательное отношение к своей работе. Некоторые дети начинают отвлекаться , а за них никто не нарисует!! И тогда такие методы очень помогают в большом классе.

Реальные отличные советы, которые работают! Спасибо! Ещё бы найти реальные способы успокоить ребенка, который начинает посреди занятия беспричинно рыдать и капризничать и при этом не хочет идти на контакт ни с кем.

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхакиНаталья Лукша говорит

Попробуйте сказочного посредника. Ребенок кукле может рассказать больше, чем взрослому. Куклотерапию использовали даже для взрослых после землетрясения в Армении.

Артем Анатольевич говорит

Согласен, все в статье верно и работает. К сожалению, часто это не решает проблемы, но дает возможность педагогу справиться с актуальной ситуацией. А если это постоянно повторяется, то это уже симптом. А любые детские симптомы — это проблемы в семейных отношениях, значит и работа предстоит глубокая и серьезная с родителями…

Спасибо автору! Отличная статья и рекомендации. С дошкольниками действительно работает!

Ирина Александровна говорит

Спасибо большое. Статья замечательная. Советы хорошие.

Спасибо, очень актуальная статья. Я работаю в первом классе. Когда ребенок отвлекает других, я замолкаю и жду или подхожу к ребенку и молча беру его ладошки в свои руки. Но есть дети, которые требуют дополнительных исследований их поведения и присоединения других специалистов.

Большое спасибо! Хотелось бы прочитать про методики для детей начальных классов с симптомами указанные в статье.

12 упражнений на развитие концентрации внимания

Как развить концентрацию и внимание у ребенка - полезные советы и лайфхаки

Замечали ли вы, что ваш разум неугомонно перепрыгивает с одного предмета на другой? Есть у вас проблемы с фокусировкой на чем-то одном в течение нескольких минут? Страдаете ли вы от того, что у вас накопилась куча полуготовых проектов на работе, дюжина нереализованных идей в мозгу, и, следовательно, масса сожалений о том, к чему это все привело, и о своей жизни в целом? Если так, то что вам нужно сделать, чтобы это исправить?

Если вы пришли в спортзал и попытались поднимать тяжести, в результате чего выяснили, что ваши руки и ноги пока слишком слабы для этого, вам нужно будет начать выполнять программу еженедельных упражнений для укрепления мышц. Ваш мозг тоже является своего рода мышцей. И точно так же, как мышцы вашего тела, ваш мозг нуждается в еженедельных упражнениях, повышающих силу вашей концентрации.

Несколько таких интересных упражнений можно найти в книге 1918 года «Сила концентрации» (англ. The Power of Concentration) американского автора Уильяма Аткинсона, которую он написал под псевдонимом Терон Дюмон. Несмотря на то, что некоторые упражнения могут показаться вам несколько глупыми, и при их выполнении вы можете выглядеть как сумасшедший человек, сила вашей концентрации будет постепенно увеличиваться. Используйте это руководство, чтобы усилить свой мозг или получить вдохновение для придумывания собственных упражнений по повышению концентрации.

Практические упражнения на развитие концентрации

Когда лучи солнца сфокусированы на предмете при помощи линзы, они дают намного больше тепла, чем рассеянные лучи от того же источника. То же самое справедливо в отношении внимания. Если ваше внимание рассеянно, вы получите только ординарные результаты. Но сосредоточьте его на чем-то одном, и вы получите превосходные результаты. Когда вы фокусируете внимание на цели каждого вашего действия, осознанно или неосознанно, вы исключаете из сознания все ненужное. В результате, вы генерируете силу, которая принесет вам то, что вы хотите.

Фокусируя мысль, вы увеличиваете ее силу. Упражнения, которые даны ниже, могут казаться утомительными и монотонными — но они полезны. Если вы будете настойчивы, вы убедитесь, что они обладают ценностью и увеличивают вашу способность к концентрации.

Сначала вам будет нужно натренировать тело, чтобы оно повиновалось командам разума. Я также призываю вас научиться сознательно контролировать движения своих мускулов. Вот упражнение, которое поможет вам развить такой контроль.

Упражнение 1: Спокойное сидение в кресле

Сядьте в удобное кресло. Будьте настолько спокойны, насколько возможно. Поначалу это будет не так легко, как может показаться. Вам нужно сосредоточить внимание на том, чтобы сидеть спокойно. Наблюдайте за тем, чтобы не делать спонтанных движений своими мускулами. При помощи небольшой практики вы убедитесь, что можете сидеть спокойно, не двигая мускулами, примерно пятнадцать минут. Сначала я рекомендую сидеть с расслабленным телом пять минут. Если вы можете оставаться совершенно спокойными все это время, увеличивайте промежуток до десяти, а потом до пятнадцати минут. Упражняйтесь столько, сколько необходимо. Но никогда не напрягайтесь в попытках оставаться спокойными. Вы должны быть полностью расслабленными. Привычка к расслабленности очень полезна.

Упражнение 2: Фиксирование взора на пальцах

Сядьте в кресле. Поднимите голову, держите шею прямо, расправьте плечи. Поднимите правую руку, чтобы она была вровень с вашим плечом и указывала направо. Поверните голову, двигая только шеей, и зафиксируйте взор на пальцах. Держите руку полностью неподвижной одну минуту. Выполните то же самое упражнение с левой рукой. Когда вы научитесь держать руку совершенно неподвижно, увеличивайте время до пяти минут. Вытягивая руку, держите ее ладонями вниз, потому что это положение наиболее легкое. Если вам удастся зафиксировать глаза на кончиках пальцев, вы сможете сказать, что ваша рука совершенно спокойна.

Упражнение 3: Фиксирование взора на стакане с водой

Наполните водой небольшой стакан. Возьмите этот стакан своими пальцами, и держите его прямо перед собой. Сосредоточьтесь на стакане и пытайтесь держать его так спокойно, чтобы не было заметно никаких движений воды. Начните с одной минуты, постепенно увеличивая время до пяти минут. Выполняйте это упражнение сначала одной, потом другой рукой.

Упражнение 4: Концентрация на сжатии и разжатии кулаков

Придвиньте стул к столу. Положите на стол свои руки и сожмите их в кулаки, положив на стол тыльной стороной. Пусть большой палец лежит поверх остальных пальцев. Сейчас, сосредоточив внимание на указательном пальце, медленно выпрямляйте его. Наблюдайте за этим действием так, как если бы оно имело огромную важность. Затем, медленно выпрямляйте следующие пальцы. После этого, повторите процесс в обратном порядке. Сначала зажимайте один палец, потом другой — пока у вас не останется сжатый кулак и большой палец, который лежит поверх остальных. Выполните то же упражнение с левой рукой. Делайте его то правой, то левой рукой поочередно — пока вы не выполните его по пять раз с каждой рукой. Через несколько дней, вы можете увеличить количество повторов до десяти раз.

Есть вероятность, что выполняя эти упражнения, вы почувствуете усталость. Но вам важно практиковать эти монотонные упражнения, чтобы с их помощью развивать внимание. Упражнения также помогут вам контролировать движения мускулов. Внимание должно быть сосредоточено на каждом движении руки. Если не концентрировать внимание, упражнения утратят свою ценность.

Упражнение 5: Концентрация на усилении обоняния

Когда вы прогуливаетесь или проходите мимо клумбы, концентрируйтесь на запахах цветов и растений. Постарайтесь различить как можно больше запахов. Затем, постарайтесь выбрать один конкретный запах, и сосредоточиться только на нем. Вы заметите, насколько усилится ваше чувство обоняния. Умение различать потребует от вас полного внимания. Развивая обоняние, вы будете должны выбросить из головы любые мысли, кроме мысли о запахе. Вы также должны будете выбросить мысли обо всех запахах кроме того, на котором концентрируетесь.

Вы найдете множество возможностей для упражнений на развитие обоняния. Находясь на свежем воздухе, чутко принюхивайтесь ко всем запахам. Вы убедитесь в том, что воздух переполнен разными ароматами — но пусть ваша концентрация на одном из них будет такой интенсивной, что и после многих лет выбранный аромат будет напоминать вам обстоятельства этого упражнения.

Цель этих упражнений — развить сосредоточенное внимание. Вы убедитесь, что при помощи практики можете контролировать разум и направлять мысли — точно так же, как вы направляете движения собственной руки.

Упражнение 6: Концентрация на внутренних процессах

Ложитесь и полностью расслабьте мускулы. Сосредоточьтесь на биении сердца, не обращая внимание ни на что другое. Думайте о том, как этот великолепный орган перекачивает кровь, доставляя ее в каждый орган вашего тела. Попытайтесь представить, как кровь выходит из этого великого резервуара и поступает прямо к кончикам ваших ног. Представляйте, как другой поток идет к рукам и кончикам ваших пальцев. Спустя какое-то время вы сможете действительно почувствовать, как кровь проходит через ваш организм.

Упражнение 7: Концентрация на сне

Так называемый «водный метод» прост, но очень эффективен. Он предназначен для людей, которые хотят заснуть. Поставьте стакан с чистой водой на стол в ту комнату, где вы спите. Сядьте в кресло рядом со столом и смотрите на стакан воды. Думайте о том, насколько он спокоен. Затем, представьте, как вы входите в это спокойное состояние. Через короткое время вы заметите, что ваши нервы успокаиваются, и вас начинает клонить в сон. Иногда для того, чтобы заснуть, нужно представлять себя сонными. Некоторым людям удалось победить бессонницу за счет того, что они представляли себя неодушевленным предметом — например, пустым бревном в глубинах холодного и спокойного леса.

Страдающие от бессонницы люди могут лично убедиться в том, что эти упражнения, успокаивающие нервы, очень эффективны. Держитесь в своем разуме мысли, что засыпать несложно. Устраните всякий страх перед бессонницей. Практикуйте эти упражнения, и у вас получится заснуть.

Упражнение 8: Разговор перед зеркалом

Сделайте на вашем зеркале две отметки, вровень с вашими глазами. Считайте, что это — два глаза другого человека, которые смотрят на вас. Сначала вы будете немного моргать. Не двигайте головой, стойте прямо. Сосредоточьте все мысли на том, чтобы поддерживать голову спокойной. Не позволяйте другим мыслям входить в ваш разум. Держа голову прямо, оставаясь спокойными в глазах и в теле, думайте о том, что вы выглядите как надежный мужчина или надежная женщина — как человек, которому каждый может доверять.

Стоя перед зеркалом, дышите глубоко. Пусть в комнате будет много свежего воздуха — так, чтобы вы словно купались в нем. Как только воздух проникнет в каждую клетку тела, ваша робость исчезнет. Ее заменят спокойствие и сила.

Человек с позой настоящего мужчины, умеющий контролировать мускулы лица и глаз, всегда будет привлекать к себе внимание. Беседуя, он будет производить хорошее впечатление на всех, с кем вступает в контакт. Он приобретет чувство спокойствия и силы, которое заставит любую оппозицию отступить назад.

Будет достаточно ежедневно выполнять это упражнение три минуты.

Упражнение 9: Восточный способ концентрации

Сядьте в кресло. Держите спину прямо. Зажмите одним пальцем правую ноздрю. Сделайте глубокий и медленный вздох — настолько медленный, чтобы вы могли сосчитать до десяти — и затем выдохните через правую ноздрю, также считая до десяти. Повторите это упражнение с противоположной ноздрей. Его нужно выполнить не меньше двадцати раз за один присест.

Упражнение 10: Контроль над желаниями

Желания сложнее всего поддаются контролю. Именно поэтому, упражнения с желаниями обладают большой ценностью. Научившись контролировать желание, вы чудесным образом укрепите свою способность к концентрации. Помните: у вас есть все необходимое для того, чтобы заниматься своими делами. Не тратьте время, чтобы думать о других людях или сплетничать о них.

Если ваше наблюдение покажет, что какой-то человек может причинить вред, храните это знание при себе. Позднее ваше мнение может оказаться неправильным. Но, независимо от того, правильно оно или нет, вы укрепляете свою волю, контролируя желание поделиться своими мыслями.

Если вы услышали хорошую новость, сопротивляйтесь желанию рассказать о ней первому встречному — и это также принесет вам пользу. Чтобы избавиться от желания говорить, вам потребуется концентрация всех ваших сил. Когда вы почувствуете, что имеете полный контроль над всеми вашими желаниями, тогда уже вы можете делиться новостями. Но умейте подавлять желание делиться новостями до тех пор, пока вы полностью не готовы говорить. Люди, не способные контролировать желания, часто говорят вещи, о которых стоит молчать — и этим вовлекают себя и других в ненужные проблемы.

Если у вас есть привычка нервничать, выслушивая неприятные новости, контролируйте себя. Учитесь выслушивать все без удивления и тревоги. Говорите себе: «Ничто не заставит меня потерять самоконтроль». Вы на опыте убедитесь, что такой самоконтроль важен в вашем бизнесе. Вы заработаете репутацию здравомыслящего предпринимателя — и это со временем станет вашим ценным деловым активом. Конечно, случай меняет обстоятельства. Иногда от нас требуется энтузиазм. Но всегда ищите возможность практиковать самоконтроль. «Человек, управляющий своим духом, больше повелителя города».

Упражнение 11: Чтение

Думать — значит концентрировать мысли на том, что перед нами. Все мужчины и женщины должны научиться мыслить ясно. Прекрасное упражнение, которое помогает в этом — прочитать какую-либо короткую историю, и затем пересказать ее. Прочтите статью в газете, и затем постарайтесь выразить ее содержание в нескольких словах. Чтение для усвоения существенно важной информации требует внимания и концентрации. Если вы не способны записать то, что читаете, ваша концентрация слаба. Вместо записи, вы можете пересказать содержание устно. Уединитесь в своей комнате и вслух перескажите содержание статьи — так, как если бы вы с кем-то беседовали. Вы убедитесь, что подобные упражнения важны для развития концентрации и умения думать.

После того, как вы выполнили несколько этих простых упражнений, возьмите книгу и читайте ее двадцать минут — а затем запишите на бумаге то, что вы прочли. Скорее всего, поначалу вы не будете помнить многие детали. Но, при некоторой тренировке, вы сможете подробно пересказать все, что прочитали. Чем лучше ваша концентрация, тем подробнее ваш пересказ.

Если ваше время ограничено, прочитайте короткое предложение, а затем попытайтесь записать его слово в слово. Научившись это делать, читайте по два предложения и больше, а потом записывайте их. Эта практика принесет хорошие результаты, если вы будете продолжать ее до тех пор, пока не выработаете привычку.

Используйте свободное время для перечисленных упражнений, и это разовьет вашу способность к концентрации. Вы убедитесь, что для того, чтобы запомнить каждое слово в предложении, необходимо устранить из разума все слова кроме тех, которые вы хотите запомнить. Эта сдерживающая сила — уже достаточная компенсация того времени, которое вы потратили на выполнение упражнения. Конечно, ваш успех во многом будет зависеть от развития способности живо представлять то, что вы читаете. Как выразил ту же мысль один автор, мы должны позволить горам, о которых мы читаем, вставать перед нами, а рекам, о которых мы читаем, журчать у наших ног.

Упражнение 12: Концентрация на часах

Сядьте на стул. Поставьте на стол перед собой часы с секундной стрелкой. Следите глазами за тем, как секундная стрелка делает круг. Выполняйте это упражнение пять минут, не думая ни о чем, кроме секундной стрелки. Это упражнение очень полезно, если у вас есть только пять свободных минут. Пусть каждая мысль в потоке сознания подчинится ей. Поскольку в секундной стрелке нет ничего особенного, это упражнение сложно выполнить — но дополнительные усилия воли, которые для него потребуются, придают ему особую ценность.

Выполняя упражнение, старайтесь быть настолько спокойными, насколько это возможно. Вы приобретете контроль над нервами, и этот успокаивающий эффект положительно скажется на них.

Источники:
http://nyamkin.ru/advice/kak-razvit-koncentraciyu-i-vnimanie-u-rebenka
http://bestbabyclub.ru/attention/
http://www.b17.ru/blog/konzentrazija/
http://t-bone.ua/kak-razdelat-myaso-dlya-ruleta/

Ссылка на основную публикацию